Отраслевой информационный портал

ТОП-25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок лекарственных препаратов

Если к концу 2024 г. среди оптовых компаний второго и третьего эшелона в полной мере ощущались процессы стагнации, то в первой половине 2025 г. здесь уже идёт вполне выраженный процесс падения рыночных долей. Об этом сообщает аналитическая компания RNC Pharma. Из десяти компаний, расположившихся с 16-го по 25-е место рейтинговой таблицы, снижение доли рынка демонстрируют сразу 8 игроков. Примечательно, что уровень концентрации топовых компаний в отрасли при этом уверенно растёт, суммарная рыночная доля дистрибьюторских компаний из ТОР-15 выросла за год на 4,6%.

Проблемы самочувствия относительно небольших оптовых компаний напрямую связаны с макроэкономикой, прежде всего с высокой стоимостью кредитных ресурсов. Ключевая ставка начала снижаться только с июня 2025 г., до этого на протяжении более 7-ми месяцев она держалась на рекордно высоких значениях. И несмотря на очевидный тренд на смягчение кредитно-денежной политики со стороны ЦБ РФ, который стартовал с начала лета, вряд ли ситуация на фармрынке начнёт быстро меняться. Тем более, что она усугубляется набором отраслевых проблем, которые особенно остро стоят в отношении сравнительно небольших дистрибьюторских компаний.

Главная из них связана с заметным ростом себестоимости логистических услуг, который провоцируется дефицитом складских мощностей и проблемами на рынке труда, которые в свою очередь связаны с активным развитием инфраструктуры онлайн игроков. Наиболее чувствительные потери при этом несут компании с минимальным уровнем автоматизации бизнес-процессов, а значит и с максимальным объёмом ручного труда. Для оптовиков, ориентированных на розницу, серьёзную проблему представляет и продолжающаяся миграция потребителей парафармацевтического ассортимента в онлайн канал, в 1-2 кв. 2025 г. суммарная выручка аптек по нелекарственной продукции упала в денежном выражении на 3%, причём проблематика имеет вполне чёткую географию, связанную с текущим уровнем развития или запуском новых логистических центров крупных маркетплейсов. Например, худшую динамику по продаже парафармацевтики в аптеках мы фиксируем в Москве, Санкт-Петербурге, Р. Башкортостан и Чеченской Р. К тому же и сама по себе фармрозница стремительно консолидируется, что приводит к перераспределению сфер влияния, естественно не в пользу локальных компаний.

Невозможность или как минимум сложность привлечения кредитных ресурсов, связанная с высокими ставками на банковском рынке, на фоне отраслевых проблем приводит к резкому падению конкурентоспособности для ряда небольших оптовиков. В каком-то смысле в отрасли наступил «момент истины», крупные, глубоко автоматизированные компании, особенно располагающие хорошо диверсифицированным бизнесом, сейчас получают преимущества, которые выстраивались последовательным трудом на протяжении последних 15-20 лет.

Таб. ТОП-25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам 1-2 кв. 2025 г.
Таб. ТОП-25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам 1-2 кв. 2025 г.

 

spot_img

Экспертные материалы